ВРЕМЯ СВЕРШЕНИЙ

10. Общие сведения о деятельности НКЦ

EN/RU

10.1. Внутренний контроль

В 2020 году внутренний контроль в НКЦ осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», положением Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» и указанием Банка России от 15.03.2018 №4739-У «О требованиях к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита» с учетом характера и масштаба осуществляемых операций, уровня и сочетания принимаемых рисков, оказывающих взаимное влияние друг на друга в рамках деятельности НКЦ как кредитной организации, клиринговой организации – центрального контрагента и оператора товарных поставок.

Внутренний контроль осуществляется в целях обеспечения:

  • эффективности финансово-хозяйственной деятельности НКЦ при совершении банковских операций и других сделок, выполнении функций клиринговой организации и центрального контрагента; эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками/рисками центрального контрагента и ОТП;
  • достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности;
  • информационной безопасности, т. е. защищенности интересов НКЦ в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений;
  • соблюдения требований законодательства Российской Федерации, положений Устава НКЦ и внутренних документов НКЦ;
  • исключения вовлечения НКЦ и участия его работников в осуществление противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в проведение сомнительных операций;
  • снижения риска возникновения у НКЦ убытков в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов, в том числе из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов НКЦ, а также несвоевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России, поддержания эффективности системы внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма НКЦ на уровне, достаточном для управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Организация внутреннего контроля НКЦ также соответствует требованиям[1], установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, к организации системы внутреннего контроля, целями которого являются:

  • упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности НКЦ, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;
  • достоверность, полнота и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учет таких результатов при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов; полнота и своевременность их уплаты (перечисления);соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;
  • мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур, направленных на своевременное выявление, исправление и предотвращение ошибок (искажений) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

Эффективность системы внутреннего контроля, функционирующей в НКЦ, достигается:

  • процедурами контроля, реализуемыми на всех уровнях управления;
  • осуществлением периодических проверок обеспечения соответствия всех областей деятельности установленным политикам и процедурам;
  • обеспечением встроенности контрольных процедур в ежедневные операции НКЦ;
  • осуществлением последующего контроля проведенных операций;
  • обеспечением разделения функций и отсутствием конфликта интересов при выполнении персоналом своих обязанностей;
  • обеспечением соответствия проводимых операций законодательству Российской Федерации, нормативным актам Банка России;
  • обеспечением оперативного доведения необходимой информации до соответствующих работников НКЦ;
  • обеспечением соответствующего уровня безопасности информационных систем;
  • проведением ежедневного мониторинга наиболее рискованных операций;
  • проведением внутреннего аудита, а также различных внешних аудитов;
  • осуществлением на регулярной основе контроля эффективности принятых подразделениями и органами управления мер по результатам проверок, обеспечивающих снижение уровня выявленных рисков;
  • обеспечением своевременного доведения до органов управления информации о существенных рисках и недостатках внутреннего контроля.

В систему органов внутреннего контроля НКЦ, осуществляющих внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определенными Уставом и внутренними документами НКЦ, входили:

  • органы управления НКЦ (Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет, Правление, Председатель Правления);
  • Ревизионная комиссия НКЦ;
  • Главный бухгалтер НКЦ (его заместители);
  • Служба внутреннего аудита (СВА). СВА действует под непосредственным контролем Наблюдательного совета НКЦ. Основной задачей СВА является независимая объективная оценка эффективности внутреннего контроля, системы риск-менеджмента и корпоративного управления;
  • Служба внутреннего контроля (СВК).

СВК действует под непосредственным контролем Председателя Правления НКЦ и подотчетна ему. Основными задачами СВК являются минимизация регуляторного риска, контроль соблюдения НКЦ законодательства о клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

  • Служба финансового мониторинга (СФМ) — структурное подразделение НКЦ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» приказом по НКЦ назначен ответственный сотрудник (руководитель Службы финансового мониторинга) — специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. СФМ ежегодно отчитывается перед Наблюдательным советом НКЦ. Отчет за 2020 год был принят к сведению;
  • Департамент кредитных рисков (ДКР) — структурное подразделение НКЦ, ответственное за организацию системы управления рисками (СУР). ДКР управляет кредитным и кастодиальным рисками, координирует деятельность сотрудников, ответственных за управление нефинансовыми рисками, а также деятельность Департамента рыночных рисков в части управления рыночным риском и риском ликвидности НКЦ;
  • Департамент рыночных рисков (ДРР) — структурное подразделение НКЦ, ответственное за участие в организации СУР и управление рисками НКЦ в части рыночного риска и риска ликвидности;
  • ответственный сотрудник по правовым вопросам — лицо, осуществляющее управление правовым риском и организацию работы по минимизации правового риска. Ответственный сотрудник по правовым вопросам осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, Уставом и внутренними документами НКЦ;
  • ответственный сотрудник по управлению риском потери деловой репутации — лицо, осуществляющее управление риском потери деловой репутации и организацию работы по его минимизации. Ответственный сотрудник по управлению риском потери деловой репутации осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, Уставом и внутренними документами НКЦ;
  • должностное лицо, ответственное за организацию управления операционным и стратегическим риском, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, Уставом и внутренними документами НКЦ;
  • иные структурные подразделения и работники НКЦ, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определенными внутренними документами НКЦ. Например, Служба информационной безопасности (СИБ). СИБ действует под непосредственным контролем Председателя Правления НКЦ и подотчетна ему. Основными задачами СИБ являются разработка комплекса мер по защите конфиденциальной информации (в том числе банковской тайны, персональных данных), осуществление периодического аудита объектов информационной инфраструктуры НКЦ, а также существующих процессов на предмет соответствия требованиям по защите информации.

В НКЦ в отчетном году создан Комитет по аудиту, который является постоянно действующим консультативно-совещательным органом Наблюдательного совета НКЦ и осуществляет следующие основные функции:

  • контроль и анализ существенных для НКЦ вопросов в области бухгалтерской (финансовой) отчетности, вопросов в области эффективности системы внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, эффективности системы управления рисками и капиталом, комплаенса и корпоративного управления;
  • обеспечение независимости и объективности в области внутреннего и внешнего аудита, контроль за эффективностью их работы;
  • контроль в области противодействия недобросовестным действиям и практикам работников НКЦ и третьих лиц, направленных против Общества, регуляторных и законодательных требований и защищаемых интересов общества;
  • содействие обеспечению персональной осведомленности членов Наблюдательного совета НКЦ в отношении финансово-хозяйственной деятельности и общей системы внутреннего контроля Общества;
  • предварительное рассмотрение, анализ, разработка и предоставление заключений и рекомендаций Наблюдательному совету НКЦ по вопросам, касающимся функций и задач Комитета;
  • подготовка оценки заключения аудиторской организации НКЦ.

Количественный и персональный состав Комитета определяется Наблюдательным советом НКЦ, состоит из 3 (трех) членов Наблюдательного совета Общества, являющихся независимыми директорами: Архангельская Анна Игоревна (председатель Комитета по аудиту), Попов Андрей Александрович, Пузырникова Наталия Владиславовна.

Одним из существенных компонентов системы внутреннего контроля НКЦ является внутренний аудит. В НКЦ функционирует отдельное структурное подразделение внутреннего аудита — Служба внутреннего аудита (далее — СВА), сформированное для организации и осуществления внутреннего аудита в соответствии с требованиями Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Федерального закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», Положения Банка России «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» и другого действующего законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. В своей деятельности СВА также ориентируется на международные профессиональные стандарты внутреннего аудита, Кодекс этики и отчеты Комитета спонсорских организаций Тредуэя (COSO) по «Внутреннему контролю» и «Управлению рисками предприятия».


[1] Приказ ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля».