ВРЕМЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

4. Результаты развития по основным (приоритетным) направлениям деятельности

EN/RU

4.3. Управление рисками, включая меры по поддержанию качества управления НКЦ как ЦК

Соответствие системы управления рисками требованиям регулятора и международным стандартам

НКЦ, выполняя функции клиринговой организации, центрального контрагента, кредитной организации и оператора товарных поставок на рынках Группы «Московская Биржа», использует в своей деятельности современную, отвечающую регуляторным требованиям систему управления рисками (СУР) и старается с каждым годом все больше приближаться к международным стандартам.

В целях обеспечения надежности своей деятельности НКЦ использует подходы к управлению рисками, предусмотренные требованиями Банка России, рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору, а также международными стандартами Комитета по расчетным и платежным системам Банка международных расчетов и Технического комитета Международной организации комиссий по ценным бумагам (CPMI-IOSCO) для системно значимых инфраструктурных организаций.

В отчетном году НКЦ внес ряд изменений во внутренние документы, регламентирующие управление рисками ЦК, в основном в связи с совершенствованием системы управления рисками Общества как клиринговой организации, центрального контрагента и оператора товарных поставок, а также в связи с плановым пересмотром в соответствии с требованиями Банка России. В частности, значимые изменения были внесены в следующие документы:

  • Стратегия управления рисками и капиталом – в ее новой редакции обновлены результаты идентификации наиболее значимых рисков; обновлено описание рисков; уточнено распределение полномочий между подразделениями НКЦ в процессе управления рисками и капиталом, а также представлен обновленный углубленный набор количественных и качественных контрольных показателей риск-аппетита и их пороговые значения на 2021 год с учетом показателей риск-аппетита Группы Московская Биржа и реализовавших в отчетном периоде событий;
  • Правила организации системы управления рисками – документ актуализирован с учетом внесенных изменений в нормативные акты Банка России и внутренние документы НКЦ, а также с учетом изменений в организационной структуре риск-менеджмента НКЦ;
  • Методика проведения стресс-тестирования – внесен порядок определения стресс-сценариев в отношении сделок с провайдерами ликвидности; определен порядок изменения значений стресс-сценариев при проведении анализа обоснованности стресс-сценариев рыночного риска; выделены значимые риск-факторы при проведении стресс-тестирования и установлен порядок их определения и утверждения; уточнено использование показателей стресс-тестирования;
  • Методика определения выделенного капитала центрального контрагента НКЦ – в новой редакции установлен усовершенствованный подход к определению величины выделенного капитала и дополнительного выделенного капитала, а также к распределению выделенного капитала по рынкам.
  • Методика оценки точности моделей – внесено ряд изменений для актуализации с учетом нормативных актов Банка России и внутренних документов НКЦ;

Как отмечалось выше в настоящем отчете, в 2021 году, наряду с другими, знаковыми событиями для системы риск-менеджмента НКЦ стали успешное прохождение Общества операционного аудита, проведенного международной аудиторско-консалтинговой компанией PwC, а также разработка и утверждение Наблюдательным советом НКЦ Дорожная карта Стратегии развития системы управления рисками до 2024 (Стратегия СУР). В отчетный период также был разработан новый подход к определению и управлению рисками через новый, углубленный и усовершенствованный риск-аппетит, содержащий в себе реестр основных рисков, их количественные и качественные ограничения с учетом интересов основных стейкхолдеров, а также необходимые механизм информирования и эскалации.

Управление рисками клиринговой организации и центрального контрагента

Развитие системы риск-менеджмента НКЦ в 2020 году было ориентировано в первую очередь на обеспечение финансовой устойчивости и надежности НКЦ как клиринговой организации, ЦК, оператора товарных поставок и осуществлялось по следующим основным направлениям:

  • обеспечение достаточности финансовых ресурсов для расчетов в нормальных рыночных условиях и в условиях экстремальной рыночной конъюнктуры;
  • совершенствование механизмов защиты от потенциальных убытков в случае дефолта участников клиринга;
  • совершенствование методологии оценки рисков, необходимой для предоставления НКЦ новых клиринговых продуктов и расширения списка инструментов, по которым осуществляется клиринг;
  • реализация мер по поддержанию соответствия текущей деятельности Общества требованиям Банка России для квалифицированных ЦК, качество управления которых признано удовлетворительным в соответствии с требованиями Положения № 658-П;
  • обеспечение информационной прозрачности, позволяющей участникам клиринга адекватно оценивать риски, а органам надзора – осуществлять эффективное регулирование их деятельности.

Система маржирования сделок участников клиринга

В НКЦ используются различные модели определения требований к размеру обеспечения в зависимости от конкретного рынка. Модель определения требований к размеру обеспечения учитывает особенности инструментов и, соответственно, применяется с небольшими различиями, принимающими во внимание особенности каждого из них.

Сценарии, используемые в моделях маржирования, калибруются на исторических данных, а также с учетом потенциальных сценариев движения цен активов, еще не отраженных в исторических данных, таким образом, чтобы обеспечить на всех рынках доверительную вероятность требуемого размера обеспечения не менее 99 %.