ВРЕМЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

4. Результаты развития по основным (приоритетным) направлениям деятельности

EN/RU

Управление стратегическим риском

Стратегические цели НКЦ определены в рамках Стратегии Группы «Московская Биржа», утвержденной Наблюдательным советом НКЦ.

Стратегический риск определен в НКЦ как риск недостижения стратегических целей и\или неблагоприятного изменения результатов деятельности вследствие принятия ошибочных решений в процессе управления НКЦ, в том числе при разработке, утверждении и реализации стратегии развития Общества, ненадлежащем исполнении принятых решений, а также неспособности органов управления НКЦ учитывать изменения внешних факторов. Таким образом, эффективное управление стратегическим риском является залогом успеха в достижении стратегических целей при реализации стратегии.

Система управления стратегическим риском учитывает риски, возникающие в деятельности НКЦ при совмещении функций кредитной организации, клиринговой организации, центрального контрагента и оператора товарных поставок.

Управление правовым риском

Организация управления правовым риском в НКЦ осуществляется с учетом специфики деятельности Общества, которая отмечалась ранее в настоящем отчете. При этом особое внимание уделяется мерам минимизации правового риска при осуществлении НКЦ функций ЦК. Факторы правового риска в НКЦ являются общими для всех видов деятельности, поэтому в целях организации процесса управления правовым риском в Обществе построена комплексная система управления этим видом рисков, учитывающая все направления его деятельности.

Управление правовым риском в НКЦ осуществляется в соответствии с Положением об организации управления правовым риском в Обществе, утвержденным решением Наблюдательного совета НКО НКЦ (АО) 02.10.2019 (протокол № 7), которое учитывает требования Банка России к управлению правовым риском, изложенные в положении от 30.12.2016 № 575-П «О требованиях к управлению рисками, правилам организации системы управления рисками, клиринговому обеспечению, размещению имущества, формированию активов центрального контрагента, а также к кругу лиц, в которых центральный контрагент имеет право открывать торговые и клиринговые счета, и методике определения выделенного капитала центрального контрагента», указании от 15.04.2015 № 3624‑У «О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы», письме от 30.06.2005 № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах».

Процесс управления правовым риском предполагает распределение полномочий между различными уровнями органов управления НКЦ (включая Наблюдательный совет, Комитет по рискам Наблюдательного совета НКЦ, Правление, Председателя Правления), а также между структурными подразделениями и работниками НКЦ. При этом система распределения полномочий между структурными подразделениями и работниками НКЦ в процессе выявления, оценки и управления правовым риском реализуется на основе концепции COSO по внутреннему контролю по модели «трех линий защиты».

В соответствии с внутренним распорядительным документом в НКЦ назначен ответственный сотрудник по правовым вопросам, осуществляющий управление правовым риском и организацию работы по минимизации правового риска. Ответственный сотрудник по правовым вопросам находится в непосредственном подчинении Председателя Правления НКЦ и в своей деятельности независим от деятельности Управления правового сопровождения и подразделений, осуществляющих операции (сделки), связанные с принятием правового риска.

На постоянной основе ответственным сотрудником по правовым вопросам организуется мониторинг законодательства Российской Федерации, подготавливаются обзоры изменений законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, судебной практики, а также проектов нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, имеющим отношение к деятельности НКЦ. Такие обзоры направляются всем заинтересованным структурным подразделениям НКЦ. Руководители заинтересованных структурных подразделений обеспечивают своевременное внесение во внутренние документы НКЦ изменений, учитывающих изменения законодательства Российской Федерации.

В целях минимизации правового риска разработаны типовые формы договоров и иных внутренних документов, установлен порядок согласования Управлением правового сопровождения заключаемых НКЦ договоров, проводимых операций и других сделок, отличных от типовых.

В соответствии с внутренними документами НКЦ осуществляются сбор и анализ информации о событиях правового риска и мониторинг правового риска. Ответственным сотрудником по правовым вопросам ежеквартально подготавливается и выносится на рассмотрение и утверждение Правления НКЦ отчетность по правовому риску. Эта отчетность формируется на основании показателей оценки уровня правового риска, установленных Положением об организации управления правовым риском в НКЦ, и содержит информацию об оценке уровня правового риска, результатах оценки уровня правового риска в динамике, соотношении показателей уровня правового риска с установленными лимитами.

Показатели оценки уровня правового риска в 2020 году не превысили лимитов, установленных решением Правления НКЦ. Повышенное внимание в отчетный период уделялось анализу претензий участников клиринга и контрагентов, а также формированию правовой позиции по искам к НКЦ, принятым судами к производству, и участию в судебных разбирательствах по таким искам. По каждому событию правового риска, в том числе связанному с предъявлением клиентами и контрагентами претензий и исков к НКЦ, оперативно принимались меры для снижения риска.

В 2020 году зафиксированы 4 претензии к НКЦ со стороны клиентов и контрагентов и 4 иска имущественного характера к Обществу, принятых судами к производству (в 2019 году – 6 претензий и 2 иска имущественного характера). Выплаты НКЦ денежных средств по решению судебных органов в 2020 году не осуществлялись.

Управление регуляторным (комплаенс-) риском

Регуляторный (комплаенс-) риск – это риск убытков, возникающих в результате несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов НКЦ, а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов.

Специфика проявления регуляторного риска применительно к деятельности НКЦ в качестве клиринговой организации, ЦК и оператора товарных поставок заключается в возможности возникновения расходов (убытков) Общества в результате несоблюдения требований Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», нормативных актов Банка России, Устава и внутренних документов НКЦ, связанных с перечисленными выше видами его деятельности.