Для обеспечения непрерывности деятельности в НКЦ функционирует система менеджмента непрерывности бизнеса (далее – СМНБ), являющаяся частью общей системы управления организацией и состоящая из комплекса инженерно-технических, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих устойчивость выполнения НКЦ критичных бизнес-процессов в условиях чрезвычайных ситуаций. СМНБ рассматривает всю деятельность НКЦ (в соответствии с операционной моделью Общества) – все бизнес-процессы и обеспечивающие их ресурсы.
Целями СМНБ являются:
- обеспечение способности НКЦ выполнять принятые на себя обязательства перед клиентами и контрагентами;
- обеспечение безопасности работников и посетителей, находящихся в помещениях НКЦ;
- предупреждение и предотвращение возможных нарушений режима штатного функционирования НКЦ;
- снижение материальных и нематериальных последствий для НКЦ в случаях нарушения режима штатного функционирования;
- восстановление нормального функционирования в рамках установленных значений целевого времени восстановления (Recovery time objective – RTO);
- обеспечение соответствия всех механизмов обеспечения непрерывности бизнеса (далее – ОНБ) требованиям государственных органов РФ, а также требованиям нормативно-правовых актов и внутренних документов НКЦ.
Мероприятия, выполняемые в рамках СМНБ, носят системный характер. Жизненный цикл СМНБ строится в соответствии с рекомендациями стандарта ISO 22301:2012 – циклом Деминга (PDCA). Управление СМНБ и обеспечение необходимыми ресурсами осуществляется при поддержке топ-менеджмента и базируется на решениях органов управления НКЦ. В целях обеспечения прозрачности используемых принципов, подходов и инструментов обеспечения непрерывности бизнеса утверждение основополагающих документов, отчетов об оценке операционной надежности НКЦ и эффективности СМНБ в обязательном порядке осуществляется Наблюдательным советом НКЦ.
СМНБ разрабатывается, внедряется, функционирует и постоянно совершенствуется на основании актуализированной и утвержденной решением Наблюдательного совета НКЦ в декабре 2020 года Политики обеспечения непрерывности бизнеса НКО НКЦ (АО) (далее – Политика ОНБ) – базовой совокупности правил, требований и руководящих принципов в области обеспечения непрерывности бизнеса.
Основополагающие подходы к обеспечению непрерывности приоритетных видов деятельности НКЦ, защите и восстановлению необходимых для этой деятельности ресурсов в условиях чрезвычайных ситуаций определены в НКЦ в рамках актуализированной и утвержденной решением Наблюдательного совета НКЦ в декабре 2020 года Стратегии обеспечения непрерывности бизнеса (далее – Стратегия ОНБ).
В соответствии с Политикой ОНБ и Стратегией ОНБ в НКЦ разработан и ежегодно актуализируется План обеспечения непрерывности и восстановления деятельности НКО НКЦ (АО) (далее – План ОНиВД, новая версия утверждена решением Наблюдательного совета в декабре 2020 года), определяющий действия, направленные на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности НКЦ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. План ОНиВД описывает порядок действий и зоны ответственности структурных подразделений и органов антикризисного управления для обеспечения восстановления приоритетной (основной и критичной с точки зрения прерывания) деятельности НКЦ от момента объявления чрезвычайной ситуации до момента перехода в режим штатного функционирования. Базой для актуализации Плана ОНиВД являются результаты регулярных процедур СМНБ: анализа воздействия на бизнес (BIA) и оценки рисков и угроз непрерывности бизнеса.
Функционирование и развитие СМНБ осуществляется с учетом рекомендаций и требований регулятора, отраженных в том числе в следующих нормативно-правовых актах:
- Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;
- Указание Банка России от 30.12.2016 № 4258-У «О требованиях к содержанию, порядке и сроках представления в Банк России плана обеспечения непрерывности деятельности центрального контрагента, изменений, вносимых в него, о порядке оценки плана обеспечения непрерывности деятельности центрального контрагента, о требованиях к программно- техническим средствам и сетевым коммуникациям центрального контрагента, а также о порядке создания, ведения и хранения баз данных, содержащих информацию об имуществе, обязательствах центрального контрагента и их движении»;
- Указание Банка России от 21.06.2017 № 4429-У «Об информации, раскрываемой центральным контрагентом, требованиях к порядку и срокам ее раскрытия, а также об определении правил предоставления информации участникам клиринга»;
- Рекомендации Банка России от 27.07.2015 № 20-МР «Методические рекомендации по обеспечению непрерывности деятельности системно значимых инфраструктурных организаций финансового рынка»;
- Рекомендации Банка России от 18.08.2016 № 28-МР «Методические рекомендации по обеспечению непрерывности деятельности некредитных финансовых организаций».
В целях обеспечения отказоустойчивости ИТ-инфраструктуры и информационных систем НКЦ, а также предотвращения потери информации при сбоях оборудования и программного обеспечения НКЦ устанавливает требования к территориально-распределенной архитектуре основных ИТ-решений. Резервный центр обработки данных расположен на расстоянии 16 км от основного. В 2020 году успешно проведено тестовое переключение ИТ-мощностей НКЦ на резервный центр обработки данных.
Согласно Стратегии ОНБ и, основываясь на бизнес-требованиях, в НКЦ сформированы резервные офисы, которые активируются при недоступности основных офисов. Резервные рабочие места дублируют инфраструктуру основных и реализованы по принципу «горячего функционирования» (часть работников критичных подразделений выполняют свои функции с территории резервного офиса на регулярной основе). При объявлении режима чрезвычайной ситуации резервные офисы готовы принять работников с основных площадок незамедлительно, так как подлежат регулярному тестированию и обновлению (как программного, так и аппаратного обеспечения).
В отчетный период проведена актуализация основных документов по результатам оценки текущего состояния системы менеджмента непрерывности бизнеса НКЦ с учетом внешних (пандемия) и внутренних (рекомендации Службы внутреннего аудита НКЦ, вступление в силу обновленных внутренних документов НКЦ) факторов. В рамках актуализации Политики ОНБ сформирован и согласован целевой состав структуры внутренних нормативных документов. Также в рамках материалов актуализированной Стратегии ОНБ сформирована дорожная карта организации и развития функции обеспечения непрерывности бизнеса на 2 года.
Также следует отметить, что показатель Д0 (операционная надежность), определяющий уровень устойчивости программно-технических средств НКЦ к отказам в их работе, в 2020 году не изменился и составил 100%.
Противодействие коронавирусной инфекции COVID-19
В целях противодействия распространению коронавирусной инфекции и обеспечения непрерывности деятельности в НКЦ выработаны и выполняются на постоянной основе соответствующие меры предупреждения и реагирования, в полном объеме учитывающие вводимые органами исполнительной власти требования и ограничения. При этом особое внимание уделяется бесперебойности предоставления услуг НКЦ, а также безопасности и здоровью клиентов и работников.
Одним из самых эффективных средств противодействия распространению коронавируса является переход на удаленный режим работы, в связи с чем более 80% работников НКЦ исполняют свои должностные обязанности из дома. При этом осуществлено соответствующее техническое оснащение сотрудников с учетом соблюдения требований в области информационной безопасности. Дополнительно в офисах НКЦ введены обязательные санитарно-гигиенические и организационные меры, митигирующие риск распространения инфекции.
Ответом на угрозу послужили не только введенные меры противодействия и ограничения, но и регулярный мониторинг и оценка возможного развития ситуации на операционном и стратегическом уровнях. При принятии решений учитываются наиболее актуальные данные по COVID-19 как в рамках НКЦ, так и по Группе «Московская Биржа», Москве, России и миру в целом.
С учетом реализованных мероприятий и проведенной адаптации деятельности НКЦ обладает высоким уровнем устойчивости к угрозам пандемии и обеспечивает предоставление услуг в полном объеме и на должном уровне. Также следует отметить, что напряженная эпидемиологическая обстановка не повлияла на реализацию ключевых проектов и инициатив, направленных на стратегическое развитие НКЦ.