ВРЕМЯ ИННОВАЦИЙ

8. Развитие ИТ-инфраструктуры

EN/RU

В 2020 году центральной задачей менеджмента ИТ было обеспечение требуемого коэффициента доступности критичных для бизнеса информационных систем. С целью выполнения требований по поддержанию коэффициента надежности на уровне 99,98%, помимо регулярных работ, осуществлен комплекс мероприятий, включающий: 

  • замену 16 объектов серверного оборудования для 2-х наиболее нагруженных систем – Програмбанк.АБС и УС СЦК;
  • оптимизацию оборудования, используемого для БД СУБД MS SQL Server;
  • проведение миграции СУБД Oracle на версию 19 для всех систем. В общей сложности 22 базы данных.

Наряду с этим проведено успешное независимое нагрузочное тестирование eчетной системы сделок центрального контрагента (далее – УС СЦК), которое подтвердило надежность, устойчивость программно-технического комплекса клиринговой системы. Создание нагрузки в тестовых торгово-клиринговых системах осуществлялось c использованием автоматизированного ПО, формирующего сделки по заранее загруженным входным данным. Генерировался большой объем тестовых сделок, которые импортировались в программный комплекс УС СЦК и обрабатывались, а затем результаты обработки загружались в Програмбанк.АБС. Применение такой технологии проведения нагрузочного тестирования позволило провести тесты в максимально короткий срок.

Ощутимым результатом развития ИТ-платформы в 2020 году стало присоединение НКЦ одним из первых в России к инициативе SWIFT global payments innovation (GPI) по сервису gFIT — gpi Financial Institution Transfer в рамках Early Adopter program. В рамках подключения к SWIFT gpi выполнены доработки программных комплексов УС СЦК и Програмбанк.АБС, что позволило осуществить подключение к следующим сервисам SWIFT gpi:

  • gCCT — gpi Customer Credit Transfer (кредитовые клиентские переводы).
  • gFIT — gpi Financial Institution Transfer (межбанковские переводы)

Важным инновационным проектом года стала разработка концептуальной архитектуры риск-менеджмент платформы «MEORiMa», включающий анализ и создание системы, которая полностью покрывает все виды расчетов и моделей, используемых как при управлении кредитными, так и рыночными рисками. По существу, положено начало значительной минимизации времени реакции на рисковые события и управления рисками в режиме реального времени — именно решение таких задач должна обеспечивать создаваемая платформа.

В отчетный период значительные усилия направлялись на реализацию проектов «Разделение участников торгов и участников клиринга на Фондовом рынке» и «Стабилизация 2.0 операционная надёжность клиринга». В частности, в рамках проекта  Стабилизация 2.0 реализована процедура Cash Settlement в УС СЦК, где был разработан специальный функциональный модуль, а в ТКС Navigator XL создан режим дисконтирования на рынке СПФИ.

Значительный объем работы проделан по проекту «Стабилизация 3.0 Развитие системы контролей. Рекомендации высокого уровня критичности», включающий:

  • изменение технологии формирования сделок в системе Програмбанк.АБС посредством реализации импорта из системы Софтвелл Навигатор. При этом разработаны новые бизнес-процессы, для обеспечения которых в кратчайший срок выполнены доработки обеих систем и проведено интеграционное тестирование. Внедрение решения в промышленную эксплуатацию повысило автоматизацию контролей;
  • выполнение реинжиниринга программного взаимодействия ПрограмБанк.АБС и УС СЦК, в рамках которого осуществлена  доработка, не допускающая реализацию риска несанкционированного изменения информации сотрудниками Департамента клиринга — исключен персональный доступ сотрудников к каталогу обмена информацией между системами, обмен данными осуществляется с использованием API систем.

В 2020 году НКЦ, обеспечивая технологическую часть развития рынка СПФИ, проделан значительный объем работы, в частности:

  • осуществлен перевод всех расчетных кодов рынка СПФИ в Единый пул, реализована процедура начисления процентов на ГО как начисление процентов на обеспечение, учитываемое по РК Единого пула. Таком образом, закончен перевод рынка СПФИ на единые бизнес процессы клиринга;
  • обновлена модель маржирования на рынке СПФИ — выполнен переход от двухфазной калибровки к однофазной калибровке и изменен набор риск-факторов;
  • выполнена разработка изменений в модели FINCAD с помощью встроенного языка моделирования для поддержки калибровки новых индексов и оценки метрик по сделкам с ними (NPV, чувствительности к риск-факторам), что позволила добавить новые продукты на рынке СПФИ (OIS на индексы SOFR/ESTR/SARON, IRS на RusFar3m);
  • осуществлена автоматизация дефолт-менеджмента на рынке СПФИ — реализованы опции «Аукцион по ликвидации» и «Хеджирование и перенос позиций»;
  • выполнены доработки ТКС с целью усовершенствования расчета потоков платежей на сроках 5Y-10Y и расчета индивидуальных календарей для фиксингов и ставок;
  • реализован функционал «Стаканов» процентных свопов с номенклатурой тикетов в ТКС СПФИ;
  • развернут шлюз FIX для тестового стенда СПФИ, используемого участниками торгов. Согласован с Bloomberg формат FIX+FpML- протокола для работы со смэченными заявками из Bloomberg. Эти доработки позволяют участникам торговать на рынка СПФИ с использованием Bloomberg в едином информационном пространстве.

Не остались без внимания и прочие системы НКЦ. ИТ подразделение обеспечило технологические решения дальнейшего развития системы «Клирингового Терминала», с помощью которого предоставляется биржевой сервис по переводу денежного обеспечения и профилей актива, а также развития системы «Neoflex Reporting».

В отчетный период реализована возможность выгрузки информации по сделкам неттинга с провайдерами ликвидности с целью обеспечения дополнительного контроля лимитов, уставленных на провайдеров ликвидности. При этом реализовано получение Департаментом рыночных рисков оперативной информации о своевременном исполнении/неисполнении провайдером ликвидности своих обязательств перед НКЦ, в том числе и по внебиржевым сделкам купли-продажи золота с признаком «локо Лондон», заключенных участниками клиринга.

В 2020 году была продолжена модернизация сайта НКЦ, для чего проведен его операционный аудит, выработана стратегия и план дальнейшего развития. Кроме того, внесены коррективы в части дизайна, адаптации для отображения на мобильных устройствах; улучшена система управления сайтом, облегчающая его администрирование.

В период острой фазы пандемии в кратчайшие сроки (за 2 недели) выполнен перевод п 80% сотрудников НКЦ на удаленную работу. При этом надежно обеспечены требуемые отказоустойчивость и безопасность работы всех комплексов и систем, в том числе с помощью круглосуточной техподдержки.

С целью оптимизации работы сотрудников ИТ НКЦ и снижения операционных рисков в 2020 году внедрены дополнительные алгоритмы автоматизированного контроля и мониторинга, а именно:     

  • контроль исходящей и входящей отчетности по РБУ. Благодаря внедрению этого контроля в конце каждого рабочего дня в автоматическом режиме производится сверка файлов отчетности, направляемых по каналам связи в Банк России. Данный алгоритм помогает избегать случаев, возникающих из-за человеческого фактора и системных ошибок, когда в большом потоке документов был бы пропущен и не отправлен файл отчетности, по которому за несвоевременную отправку возможно наложение штрафов;
  • контроль архивов отчетов в фискальные органы, направляемых по каналам связи с Баком России;
  • выполнена установка дополнительного модуля сбора статистики, мониторинга направляемой отчетности по каналам связи Бака России и проверка входящих файлов.
  • реализована возможность проведения автоматизированного регрессионного тестирования, с использованием нескольких экземпляров системы отчетности «Neoflex Reporting».

В отчетный период в части трансформации НКЦ был выполнен комплекс организационных и технических мероприятий:

  • создан Комитет по изменениям с целью контроля за реализацией ИТ задач и проектов НКЦ;
  • реорганизована техническая поддержка, которая — теперь осуществляется по функциональному принципу;
  • в ИТ НКЦ организованы функции бюджетирования, организации закупок и расчетов с поставщиками, процесс ведения ИТ-контрактов.
  • прекращено использование ПАК EXADATA, который ранее использовали совместно с Московской Биржей, в системе «Neoflex Reporting». Теперь используются стандартные серверы и СУБД Oracle 19c.
  • построен процесс по реализации собственных доработок системы отчетности «Neoflex Reporting». Проведен полный цикл работ, от аналитики до внедрения в промышленную эксплуатацию, по 28 задачам.

Инновационное развитие ИТ-платформы в 2021 году будет направлено на решение следующих главных задач:

  • создание новой системы управления рисками и контроля обеспечения для рынка СПФИ: разработка и внедрение методологии и технологической платформы;
  • организация доступа ко внешним торговым площадкам с использованием разработанного API доступа к ТКС СПФИ. Одновременно планируется организовать трансляцию цен из стаканов рынка СПФИ в Блумберг и в Micex Trade Info;
  • автоматизация расчетов налогооблагаемой базы, суммы налога к перечислению в бюджет и отчетов для сделок с нерезидентами в случае, когда НКЦ является налоговым агентом.
  • в рамках системы «Neoflex Reporting»:
    • реализовать портал «Налоговый Мониторинг», обеспечивающий online взаимодействие с ФНС РФ;
    • завершить автоматизацию формирования всех видов налоговой отчетности;
    • автоматизировать формирование сообщений в РФМ, в соответствии со 115-ФЗ;
  • с целью дальнейшего автоматизации риск-менеджмента планируется создание инновационной платформы «MEORiMa» в соответствии с разработанной концептуальной архитектурой, отвечающей вызовам по быстродействию и своевременности обработки большого объема данных.